«Градостроительство». Прежде всего, это просто слово, ставшее термином. Но используется и толкуется этот термин так широко, бестолково и массово, что уже как-то никому и не интересно, что это, собственно, такое. Этот пост – продолжает (смотри краткий терминологический анализ «градостроительства» и «урбанистики») собирать воедино и систематизировать разрозненные источники, чтобы читающий самостоятельно мог сформулировать свое личное определение.
И вот тут возникает вопрос: «градостроительство – это то, чем занимаются градостроители или градостроители – это те, кто занимаются градостроительством?».
Это вопрос только кажется каламбуром. Но, если мы считаем, что «градостроительство – это то, чем занимаются градостроители», тогда мы сначала находим «градостроителей». Признаемся сразу, в России с этим плохо. В России до XXI века вообще такой специальности не было. Теперь специальность есть, формально «градостроителей» — полная аудитория в день экзамена – но по факту, конечно, к градостроительству они мало имеют отношения.
С другой стороны – если мы признаем первичность градостроительства как совокупности разных форм деятельности, то тогда в звание «градостроителя» попадут – и Гуляницкий с нами согласен – и архитекторы, и юристы, и хорошие математики, и средней руки географы, короче — масса специалистов, которые реально обеспечивают решение насущных и таких разных градостроительных задач. Об этом уже рассуждалось здесь. Пока остановимся на этом толковании градостроительства, то есть будем в качестве первоисточника смысловых связей придерживаться разнообразия форм градостроительной деятельности, а не принадлежности к определенной профессиональной касте.
Интересующимся проблемой формулировки содержания термина «градостроительство» будет интересно ознакомиться с концепцией «видимого спектра градостроительных проблем» А.В. Крашенинникова, в которой элегантно озвучена идея постепенного раскрытия сложности градостроительной задачи. Также могут быть рекомендованы статьи и научные работы Ю.М. Моисеева, который подробно исследует уровни неопределенности в градостроительстве, что позволяет, поразмыслив, говорить о наличии «градостроительного знания» (что видимо и составляет основной багаж градостроительства) и – каламбур – «градостроительного незнания» (что в основном должно включаться в состав урбанистики, вероятно, но вне всякого пренебрежительного контекста; ибо как раз урбанистика мужественно встречает лицом к лицу весь массив неопределенного и неосмысленного, переживая его, обсуждая в тесном контакте с жителями, поднимая необозначенные ранее проблемы и вопросы на уровень, требующий в дальнейшем отношения к ним профессионалов).
Данный пост содержит материалы исследований, результаты которых частично были опубликованы в монографии:
- Жеблиенок Н.Н. Градостроительство как профессия и направление обучения в России: монография/ Н.Н. Жеблиенок; СПбГАСУ. – СПб., 2016. – 222 с. (ссылка на скачивание книги)
Если вы хотите сослаться на содержание этого поста в собственной научной публикации, уместно будет скопировать эту ссылку в ваш библиографический список.